Главная   |   В избранное   |   Магазин парфюмерии   |   Женская парфюмерия   |   Мужская парфюмерия
Духи    
parfymeriya.ru  

Возрождение ароматов

В средние века в Европе просвещение поселилось в монастырях и религиозных общинах, которые являлись средоточием знаний о растениях и их целительных свойствах.

Норманнские завоеватели принесли с собой обычай усыпать пахучими растениями пол для очищения воздуха в жилище и борьбы с паразитами: блохами и вшами, способствующими заболеваниям.

В XII веке крестоносцы вернулись из походов на Восток и принесли с собой масла, духи и ценные знания о процессе дистилляции, которые они почерпнули у арабов, а также вкус к благоуханной гигиене, что прекрасно отвечало заботе о чистоте, весьма распространенной в средние века, когда омовения, бани и парилки были делом обычным. Поступающие с Востока пряности (корица, имбирь, гвоздика, перец и т. д.) в больших дозах проникали на кухню, помогали в консервации продуктов и придавали приятный аромат бульонам и жаркому, а также, что греха таить, служили и для маскировки слишком заметного душка мясных продуктов. А восточная экзотика прочно вошла в моду и у мужчин и у женщин: благоухающие четки, надушенные редкими маслами меховые воротники, подушечки с запахом розы, помещенные в складки платьев, "душистые шарики" на цепочке или браслете.

Французский король Филипп II Август в 1190 году официально признал парфюмеров, пожаловав им хартию, которую вновь давали Иоанн II Добрый, Генрих III и Людовик XIV. Искусство парфюмера было очень трудным. Требовались годы упорного труда в качестве ученика, затем компаньона и помощника, чтобы стать настоящим мастером.

Унаследованная от античности техника изготовления духов широко обогатилась арабскими секретами и изысканиями алхимиков, так как последние применяли ароматы в поисках философского камня.

Изучение растений и веществ, которые можно получить из них, стало главным направлением медицинской школы в Монпелье, ставшем центром парфюмерного производства во Франции.

Святая Хильдегард Бингенская, аббатиса-бенедиктинка, в XIII веке славилась своими глубокими познаниями, и ее четыре трактата о лечебных свойствах растений до сих пор служат справочным материалом. Ей приписывают изобретение лавандовой воды и развитие перегонки гвоздики, душистой сыти и кардамона. Нормандец Анри Мондвиль написал интереснейшую и поныне "Книгу о косметике", и хотя он имел об ароматических веществах весьма примитивное представление, это не помешало ему впервые установить отличие в употреблении ароматических веществ с лечебной целью (при лечении кожных заболеваний) и косметической - чисто для эстетики. Благовония широко использовались как для лечения, так и для дезинфекции. В начале XIV века, когда черная смерть, чума, прокатилась по всей Европе, людям советовали носить с собой ароматические шарики и жечь ароматические вещества на пересечении улиц и в домах. Получили широкое распространение окуривания ароматическими травами. Жгли также серу или сургуч, но еще больше розмарин, багульник, ягоды можжевельника. Были в ходу опрыскивания душистыми водами и "шкатулки с запахами", которые наполняли пряностями или душистыми порошками. Использовали также "ленты из Брюгге", которые готовили аптекари, их подвешивали к потолку на балки. И, наконец, тот, кто был богат, пользовался специальным приспособлением: нечто вроде жаровни, накрытой металлической решеткой, на которую клали раскаленные угли, чтобы жечь душистые таблетки, сделанные из очень дорогих ароматических паст. Применяли также и ароматические уксусы, которые выливали на совок, предварительно разогретый на огне.

Несмотря на предосторожности, примерно от одной трети до половины населения Европы вымерло. Поражает тот факт, что процент выживших во время чумы парфюмеров был достаточно высок.

Очень скоро и на многие века монополизировала торговлю благовониями и пряностями с Востока Венеция, обеспечивая все более увеличивающееся и регулярное поступление бальзамов, камеди, смол, экзотических фруктов, камфоры, мускатного ореха, перца и корицы. Торговцы распространяли легенды о загадочной амбре, "которая проистекала со дна моря, подобно нефти".

Карл V Мудрый распорядился посадить в саду своего отеля Сен-Поль в Париже лаванду и розмарин, чтобы делать из них душистую воду. Всплеск торговли и производства, зарождение настоящего культурного очага при французском дворе и привитие вкуса к умащиванию себя благовониями сильно благоприятствовали производству и распространению духов.

В 70-е годы XIV века появилась знаменитая "венгерская вода", ее, как говорят, изобрел некий отшельник. Она предназначалась специально для туалета Елизаветы Венгерской, которая в свои семьдесят лет прибегала к изысканным благовониям, стремясь обольстить польского короля и женить его на себе. "Венгерская вода" представляла собой композицию из флердоранжа, розовой настойки, экстрактов мяты, мелиссы, лимона, особенно розмарина. Она пользовалась успехом у торговцев долгие столетия вплоть до XIX века.

В XV веке Возрождение подвигнуло народ к открытиям. Христофор Колумб и Васко да Гама предприняли опасные экспедиции, привезли из своих путешествий растения американского континента - листья коки и бальзамина, использовавшиеся инками и североамериканскими индейцами. Из книги Марко Поло о чудесах мира европейцы узнавали о диковинных вещах, которые были в ходу в Китае, на Суматре или по берегам Персидского залива.

Увлечение духами началось с итальянского Возрождения и охватило всю Европу. Флорентийские банкиры, венецианские купцы и судовладельцы, а также генуэзцы, нажили огромные состояния, перевозя с Востока и продавая амбру, алоэ, корицу, камфору, мускатный орех, левкои, сандал, ладан и арабские смолы.

В XIV и XV веках продукты парфюмерии поступали не только через Италию, но и через Испанию. Один севильский врач, в частности, составил точный и детальный список веществ, ввезенных в Испанию Васко да Гамой и Магелланом: бальзам из Перу, копал или стиракс, бобровая струя, гваяк или перец занимают место среди прочих, тех, что и сегодня являются сырьем для парфюмерии.

Испанцы умели мастерски выделывать кожу, которая у них получалась на удивление тонкой. Увлечение благовониями привело к тому, что они стали пропитывать кожу ароматическими веществами, после чего из нее делали пояса, перчатки, кошельки и всякого рода аксессуары. Знаменитая "испанская кожа" способствовала появлению моды на благоухающие перчатки, повсеместно распространенные в эпоху Возрождения. Эта самая "кожа" была обычной замшей, смоченной в розовом масле или благоухающей сандалом, лавандой, вербеной, гвоздикой, корицей, а также иногда пропитанной мускусом, цибетом или амброй.






Главная
Магия обольщения
Словесный образ духов
Опьянение чувств
Почему пользуются духами
Найти свои духи
"Эссенция" страсти
Как выбрать духи
Как пользоваться духами
Духи в подарок
Хочу спросить
Духи в истории
Мир ароматов
Из чего сделаны духи
Душистые вещества
Формула ароматов
Классификация ароматов
Семейство ароматов
Великие марки духов
Парфюмерные фирмы
Рождение имиджа
Имена духов
Флаконы для парфюма
Продавцы ароматов
Рынок духов
Имитация духов
Контрабанда
Парфюмерный словарь
Каталог

   Copyright © 2001-2007 Парфюмерия - ароматы, история парфюмерии, ведущие дизайнеры и производители. Создано: WebStudia