Классификация ароматов
Сегодня есть несколько моделей классификации, созданных различными авторами, которые признают от пяти до восьми семейств ароматов. Часть авторов исходит из теоретических предпосылок, устанавливающих границы между группами запахов. Неспециалист пытался бы их перегруппировать. Другие в основу классификации положили научную преемственность, неоценимую для понимания исторического контекста рождения одних духов по отношению к другим (такова фундаментальная "Генеалогия" Хаармана и Раймера).
Однако в первом приближении очень схематично можно различить три большие группы:
1. Духи "цветочные" объединяют многочисленную группу духов, доминирующая тема которых цветок - либо один, либо в букете с неизбежными дополнительными нотами - свежими, фруктовыми или лесными.
2. Духи "шипровые" характеризуются "зеленой доминантой" и употреблением дубового мха или различных деревьев. К ним часто относят "папоротниковые" духи.
3. Духи "восточные" обладают нотами экзотическими, нежными, ванильными, животными, пряными, которые придают им обольстительный и теплый характер. Чтобы охарактеризовать их, часто употребляют определение "амбровые".
Как легко заметить, эта классификация все же приблизительная. Классификация же Марселя Бийо, основанная на восьми сериях, давала более реальную конкретизацию на проекцию восприятия:
цветочная (ноты розы, туберозы, жасмина, резеды и т. д.);
бальзамическая (ноты ванили, ладана, гальбана, смол);
фруктовая (ноты гесперидная, альдегидная, миндаля, аниса и т. д.);
эмпирическая (ноты дыма, табака, кожи);
съедобная (маслянистая);
лесная (ноты пряные, сандала, гвоздики);
деревенская (ноты травянистые, мяты, зелени, лишайника и т. д.);
отталкивающая (ноты чесночная, козлиная, плесени, гниения и т. д.).
Нельзя не заметить субъективного характера такого приближения, вызванного стремлением приспособить систему аналогий, которая довольно хорошо адаптировалась в мире духов.
В 80-е годы Техническим обществом французских парфюмеров была предложена вполне логичная и в то же время простая классификация, признанная французским комитетом духов. По этой классификации различаются пять больших семейств ароматов, некоторые из них подразделяются еще, чтобы более точно отразить сущность духов.