Тайна Юдифи
Именно у египтян переняли находившиеся там на положении рабов евреи тонкое искусство парфюмерии. Уходя из Египта, они унесли с собой формулы ароматических композиций и вписали их в свои священные книги. В Книге Исход (30, 34-38) дается рецепт: "И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа". Формула масла святой мази приведена тут же: "смирны самоточной пятьсот (сиклей), корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин..."
Нужно отметить, что все это предписывалось использовать только во славу Всевышнего: "Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего".
В миру были распространены другие благовония. Так, Руфь Моавитянка употребила их великое множество, чтобы понравиться Воозу из племени Елимеле-хова и в конечном итоге стать родоначальницей династии Давида, который тоже любил благовония и жил в
благоухающем пространстве: он пропитывал свои одежды алоэ и кассией, чтобы поразить своих гостей. Царь употреблял большое количество душистых мазей, покрывая ими все тело, вплоть до бороды, и изготовлял гусли из сандалового дерева и кедра.
Царь Соломон открыл для себя языческий культ Астарты и разрешил многочисленным женам отправлять свои культы. Финикийские благовония поступали к нему от царя Хирама из Тира. Об этом свидетельствует "Песнь песней": "Запертый сад - сестра моя, невеста... рассадники твои - сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник - колодезь живых вод и потоки с Ливана. Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, - и польются ароматы его" (4, 12-16).
Здесь благовония выступают как символ чистоты в отношениях между влюбленными. А в Книге Притчей Соломоновых (7,16-19), напротив, в уста блудницы вложены следующие слова: "Коврами я убрала постель мою, разноцветньши тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома".
Ясно, что это пример искушения. Если поддаться ему, то сердце окажется на пути в преисподнюю. Двойственность, присущая, впрочем, всему на свете.
Известно, что искательница мудрости царица Савская одарила Соломона множеством благовоний, прибыв к нему с визитом.
А вот еще пример использования редких и изысканных духов. Теперь уже в качестве опасного оружия обольщения: когда Юдифь предстала перед Олоферном, главнокомандующим Навуходоносора, готового уничтожить ее народ, говорится в Библии, то "сняла с себя вретище, которое надевала, сняла и одежды вдовства своего, омыла тело водою и намастилась драгоценным мирром, причесала волосы, и надела на голову повязку..." (Иудифь 10. 3).
Когда на земле Палестины родился сын Божий, волхвы принесли ему в дар золото, ладан и мирру - тройной символ Отца и Сына и Святого духа в одном лице. Долгое время на Рождество Христово папа римский давал благословение Риму и народу цветком, отчеканенным из драгоценного металла, пропитанным ладаном и миррой, который затем передавался в дар одному из европейских монархов.
И еще в Евангелии есть эпизод, когда Мария, сестра Лазаря, подошла к Иисусу в доме Симона прокаженного "с алавастровым сосудом мирра из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мирра? Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: "Оставьте ее... Она доброе дело сделала для Меня... предварила помазать тело Мое к погребению..." (Марк. 14).
Таинственный символ "миропомазания", означающий святость и предназначенный для жертвоприношения, подтверждает Мишель Серр в книге "Пять чувств" (Грасс, 1985): "Символ святости, нард вне сосуда означает бессмертие и отличен от заключенного в сосуд, поскольку последний означает смерть".
|
|