Эпоха барокко и духи
В век барокко верили в очистительную силу благовоний и духов. Дворяне, мывшиеся крайне редко, а потому дурно пахнущие, считали, что благовония гарантируют чистоту: быть чистым значило обсыпать себя розовыми порошками, пудрой на основе жонкиля, амбретты или дубового мха, смазывать волосы миндальным маслом или маслом из туберозы, втирать в кожу крем с запахом апельсина и обрызгивать лицо "ангельской водой" из бергамота, пахнуть амброй или гвоздикой, носить душистые саше в камзоле или складках платья, обрызгивать все вещи духами из ириса, кориандра, померанца, розы и гвоздики.
В XVII веке преобладали сильные ароматы, поскольку отсутствие гигиены не способствовало распространению чего-либо менее резкого. Уже в XVI веке европейские и арабские врачи самым серьезным образом не рекомендовали... купаться, поскольку купание, мол, в высшей степени вредно для здоровья и к тому же способствует распространению заразных болезней. При таких "советах", естественно, уход за телом и чистота ни во что не ставились, а водобоязнь была ужасающей. Нужно отметить, что лишь у немногих народов - славянских, прибалтийских - существовали бани и еженедельное мытье вошло в обычай. Только к XX веку водобоязнь в Европе была преодолена, возобладало правило: чистота - залог здоровья.
Итак, перед нами эпоха сильных запахов. Плотная парча, изобилие кружев, бархата, просторные залы, драпированные кожей и тканевыми обоями, - тяжелый стиль. Все еще нависает угроза эпидемий. А что может лучше соответствовать окружающей обстановке, как ни такие же тяжелые духи с большим количеством мускуса, амбры и цивета, с добавлением ароматов жасмина, туберозы, флердоранжа.
Жеманницы века Людовика XIV широко использовали мази с запахом ириса, испанские воски на основе жасмина, масла из Ниццы и Генуи. Все еще вызывала одобрение "венгерская вода", а также знаменитая "кипрская вода" (спиртовой настой мускуса, амбры, ванили, бобов кумару, ириса с налетом аромата розы). Еще в 1880 году она оставалась формулой самых стойких духов в мире.
Увлечение благовониями привело к распространению моды делать духи в домашних условиях. В связи с этим пользовались специальными учебными пособиями-справочниками, по которым можно было самостоятельно приготовить понравившиеся духи. В книге "Французский парфюмер", выпущенной в 1680 году в Лионе, можно прочитать: "Состоятельные люди и те, кто располагает свободным временем, могут заполнить его и развлечься в деревне созданием духов, используя изобилие цветов".
Попробуйте представить букет ароматов, сопровождавших двор Людовика XIV, "самого благоухающего короля в мире": духами заливали все подряд - подушки, веера, бумагу, парики, вплоть до золы Чистого четверга! Задыхались, но добавляли еще, ибо каждый уважающий себя человек должен был иметь свой особый аромат, отличавший его от других. "Аромат создавал в некотором роде гало (ореол), окружавший человека, представлявший его и поднимавший в глазах окружающих, он расширял сферу влияния и придавал ему вес" (Чистота во времена Людовика XIV / История. 1985. № 78). Так, мадам де Севинье предпочитала "изумрудную воду" (спиртовую настойку разнообразных растений, приготовленную монахами, жившими в Лувре). Были свои приверженцы и у "воды из разноцветья". В ней сходилось до пятнадцати ингредиентов, среди которых можно отметить розу, жасмин, кассию, фиалку, кедр, ваниль, мускус, амбру, эфирное масло из цветков померанца, гвоздику и бергамот.
Правда, однажды "самый благоухающий" король перенасытился окружавшими его ароматами. Как рассказывает Сен-Симон, в один из зимних вечеров он приказал открыть все окна в Версальской галерее, потому что одна из придворных дам сильно надушилась... Нужно заметить, особенность обоняния такова, что человек быстро привыкает к запаху и чтобы ощущать его на одинаковом уровне, ему нужно все больше увеличивать дозу ароматических веществ.
Людовик XIV лично следил за изготовлением духов, которые делал для него придворный парфюмер Марциал. И нужно сказать, у великого парфюмера галантного века было много работы, так что он трудился не один. Во Франции уже существовал цех парфюмеров-перчаточников, получивший от короля патент на изготовление благовоний. В список входили кроме духов горючие таблетки, ароматические порошки, смеси из цветов и душистых трав, а также ароматные саше, душистые святые медали, мыло и душистый табак.
Нельзя не вспомнить еще об одном знаменитом парфюмере того времени, Кольбере, выбравшем для вывески своего парфюмерного дома в качестве эмблемы перчатки и курильницу.
Два города становятся центрами производства французских благовоний: Монпелье и Граc.
|
|