"Химическое чудо"
Сколько существует человек, он стремится разгадать тайны природы, постичь ее секреты и научиться применять их в своей жизни. Конечно же, многих людей интересовал состав получаемых из растений эфирных масел. По-видимому, очень давно китайцам и японцам стало известно душистое вещество ментол, содержащееся в мятном масле. К тем же давним временам относятся упоминания о камфоре и борнеоле, которые, подобно ментолу, легко выделяются из эфирных масел в кристаллическом виде.
К началу XVIII века парфюмеры имели в своем распоряжении уже свыше ста видов натуральных эфирных масел, составлявших "орган" - оригинальное сооружение из десятков пузырьков с душистыми веществами, с помощью которых он творил "симфонии" ароматов.
В XIX веке исподволь и осторожно изменения в палитру парфюмера вносит химия. Ученые начинают выделять из эфирных масел растений легкоподвижные, летучие вещества, обусловливающие их аромат, - терпены (спирты, альдегиды, кетоны). Они легче воды, нерастворимы в ней, но растворяются в спирте, эфире и других органических растворителях.
Так, в 1816 году из стручков ванили был выделен ванилин. Французский химик Ж. Дюма, шведский химик И. Берцелиус и другие определяют элементарный состав важнейших соединений, находящихся в эфирных маслах, и разрабатывают первичную технологию выделения из них
душистых веществ. Исследования А. М. Бутлерова, И. Л. Кондакова, Е. Е. Вагнера приводят к определению строения молекул терпенов - знаменательное событие для развития парфюмерии. Теперь открывается путь к синтезу душистых веществ, и вторую половину и конец XIX века отметили рядом важных открытий и синтеза многих ароматических веществ.
Достаточно назвать лишь салициловую кислоту, позволившую Перкину синтезировать кумарин, вошедший в 1882 году в композицию парфюма Fougere royale Убигана, привлекая, таким образом, внимание к семейству папоротниковых (фужеровых). Ярким примером тому стал парфюм Сапое Дана в 1935 году. В 1876 году немецкий химик К. Реймер впервые синтезировал ванилин из гуаяколы - главное событие в парфюмерии, позволившее через тринадцать лет создать Эме Герлену парфюм Jicky.
В XX веке широко развернулись исследования в области синтеза душистых веществ. В качестве сырья при этом использовались не только составные части эфирных масел, но и продукты перегонки каменного угля, а затем и нефтепродукты.
Исследования в области альдегидов привели Жукова и Шестакова в 1908 году к открытию альдегида С. 14, который придал фруктовый оттенок персика двум шедеврам парфюмерного искусства: Mitsouko Герлена в 1921 году и Femme Роша в 1944 году, ставшим совершенными (абсолютными) ориентирами для фруктово-шипровых духов.
Один из альдегидов, синтезированный в 1903 году, долгое время игнорируемый парфюмерами, в 1921 году даст великую инновацию Chanel № 5, рожденную талантом Эрнеста Бо и интуицией Коко Шанель. Он станет бесспорным ориентиром для сотен творений в гамме цветочных и шипровых.
Много и плодотворно в области исследования и синтеза новых ароматических веществ работал швейцарский химик Л. Ружичка. Его труд был отмечен Нобелевской премией в 1939 году. В 1926 году был синтезирован экзалътои, близкий по строению и запаху главной составляющей мускуса - мускону. Экзальтон и синтезированные значительно раньше (1903-1910 гг.) вещества, не имеющие ничего общего по строению с мускусом, но заменяющие его благодаря запаху, дали расцвет терпким и теплым роскошным духам с 1930 по 1950 год, пока не было синтезировано новое вещество этого же ряда. Еще один существенный вклад Ружички - жасмон.
Это лишь некоторые вехи на пути внедрения в парфюмерию открытий органической химии, выделившейся в самостоятельную науку в XIX веке. Сегодня она безраздельно царит в производстве духов и является, по утверждению великого французского парфюмера Эрнеста Бо, создателя шедевров Шанель и Буржуа, "будущим духов в руках химиков". А вот что сказала Е. Рудницки: "Самые прекрасные жемчужины французской парфюмерии первой трети этого века родились только благодаря веществам, открытым химиками того времени. Нынешние химики располагают более совершенными средствами и знанием, аккумулированным в течение века в этой и соседних областях".
Благодаря разгадке тайн живой природы, химики научились получать из мускатного шалфея склареол, на основе которого созданы новые продукты с запахом амбры. Даже полынь лимонная, которую обычно
считают сорным кустарником, смогла занять достойное место рядом с розой, ирисом, розмарином и другими "благородными" растениями. Она способна давать масло, где содержатся такие компоненты, какуитраль, линалоол, гераниил. Из кориандрового масла тоже получают линалоол, из которого синтезируют уитралЪу дающий запах лимона. С развитием органического синтеза многие ценные душистые вещества или их заменители стали готовиться искусственно в значительно больших количествах и гораздо дешевле, чем из природного сырья.
В настоящее время методом синтеза органических соединений получают в совершенно чистом виде душистые вещества, тождественные по строению и запаху натуральным веществам, а также отличные по строению, совершенно новые, не встречающиеся в природе. К числу последних относится, например, ионон: его изомеры и гомологи в разбавленных растворах обладают запахом фиалки, а его производный гид-рооксицитронеллаль обладает запахом ландыша.
Одной из существенных задач синтеза является получение новых душистых веществ с большой силой и устойчивостью запаха.
Ученые химики создают синтетическим путем индивидуальные вещества, запах которых не имеет аналогов в природе, - это значительно расширяет возможности парфюмеров, обогащает их душистую палитру. Уже существует в мире несколько фирм, специализирующихся исключительно на создании композиций из духов, а каждую весну проводится международная ярмарка, где специалисты разных отраслей производства подбирают нужный им запах для ароматизации своей продукции.
Полученные синтетическим путем заменители натуральных душистых веществ не только облегчили и удешевили производство духов, но и помогли сохранить природу. Вспомним кабаргу, почти полностью истребленную в погоне за мускусом. Спаситель ее - искусственный мускус, органическое вещество, обладающее интенсивным запахом природного мускуса, способного "облагораживать" и закреплять аромат в парфюмерных композициях.
Методы синтеза становятся все более сложными, а оборудование все более эффективным, позволяющим воссоздать аромат цветка, не срывая его. Фирма "Ив Роше", благодаря новой технологии, смогла собрать и изучить благоухающие частицы редчайшего цветка шафали, растущего у подножия Гималаев и распускающегося на закате. По установленным и сосчитанным веществам парфюмеры воссоздали всю волшебную гамму самых нежных ароматов цветка. Так появились духи Shafali fleur rare (Шафали, редкий цветок).
Таким образом, можно сказать, что современное состояние химической науки и оснащение парфюмерного производства совершенными техническими средствами позволяют парфюмерам использовать как чистые вещества, полученные от натурального сырья посредством различных химических процессов, так и приготовить новые, более сложные душистые вещества, исходя из полученных синтетическим путем продуктов, и наконец, воспроизвести натуральные запахи, которые невозможно получить от определенных цветов (ландыш, сирень, гелиотроп). Химия существенно обогатила палитру парфюмера, и нужно отметить, что успех многих современных духов (Azzaro 9,
Coco Шанель, Parfum Эрме и многих других) есть следствие широкого использования новых синтетических материалов.
Однако нельзя забывать и другого. Несмотря на то, что уже более ста лет парфюмеры при составлении своих ароматных композиций все больше прибегают к синтетическим компонентам, язык описания ароматов духов остается тем же, что и сто лет назад. Ни один парфюмер при описании духов не рискнет употребить настоящие названия использованных им веществ, которые вошли в состав его детища. Что это? Консерватизм производителя или, наоборот, боязнь консерватизма потребителя? А может быть, играют роль законы рекламы, использующие ассоциативность восприятия запахов? Ведь от слов "фенилэтиловый спирт" мало у кого возникнет ощущение запаха розы, а терпинеол навряд ли навеет воспоминание о весне и расцветающей сирени.
В конечном счете, лишь одному химическому термину - альдегиду - удалось проникнуть в описание ароматов духов... Напомним, что упоминание о нем возникает, когда речь идет о цветочных или шипровых букетах, которым он придает больше терпкости, стойкости и оригинальности.
Какими бы ни были вещества, даря свой аромат духам, искусственными или натуральными, на самом деле любые духи - "синтетический" продукт, даже если в нем используются эфирные масла "настоящей" розы или "настоящего" жасмина. Самый сладкий аромат жасмина является лишь удачной смесью различных химических соединений, синтезированных самой природой. Следовательно, синтез - не только будущее духов, но и первое условие их существования. Для
нас же духи всегда остаются идеальными композициями, которые, как замысловатые букеты из мозаики драгоценных камней или изысканные коктейли, составляют из эссенций экзотических цветов с добавлением крупиц порошка древесины или ладана, капель росного ладана и лимонной цедры, окутав облачком корицы.
|
|