Ноты в аккорде
Любой запах, и аромат в том числе, является физическим явлением: медленным и постепенным переходом вещества из твердого или жидкого состояния в парообразное. Духи - это смесь множества летучих веществ с различной степенью летучести. Наиболее летучие испаряются первыми и дают духам первоначальные запахи, "note de tete" (головная, или начальная, нота). Она дает первое спонтанное впечатление о духах. Эти запахи держатся несколько минут. Затем в течение нескольких часов испаряются среднелетучие вещества с примесью труднолетучих. Эти запахи составляют "ядро" и по ним определяют тип запаха духов. Называют их "note de coeur" (нота сердца, сердцевинная, серединная). Обычно через 20-25 часов основной запах начинает затухать и остается запах от испаряющихся труднолетучих веществ, который может держаться на отдушенной поверхности еще 10-15 часов, а иногда и значительно дольше. Его создают фиксаторы, состоящие из тяжелых продуктов. Остаточный запах носит название "note de fond" (нота фона, или конечная нота).
Она обеспечивает силу и стойкость запаха, ощущаясь в завершающей стадии испарения.
В качестве примера назовем вещества, которые могут давать духам ноты, составляющие их. Так, начальную ноту могут дать гесперидные запахи, т. е. запахи бергамота, апельсина, лимона, а также запахи розового дерева, тимьяна, лаванды, кориандра, эстрагона, ацетата, амила, линалоола и т. д. Сердцевинная нота может быть представлена запахами розовой эссенции, жасмина или герани, гальбана, вербены, померанца, некоторых альдегидов, терпинеола и т. д. Фиксаторами могут служить вещества растительного (дубовый мох, сандал, шалфей, ветивер) или животного происхождения (цивет, мускус, амбра, бобровая струя), а также продукты синтеза (ванилин, искусственный мускус, кумарин, иононы, салицилаты и т. д.).
Удавшиеся духи проявляются подобно фейерверку: первыми разворачиваются запахи головной ноты, не слишком сильно и напористо, так, чтобы привлечь внимание, гармонично соединяясь с сердцевинной нотой, запахи которой медленно, постепенно обогащают всю гамму. Нота сердца должна быть округлой, с запахами, которые либо естественно продолжают начальную ноту, либо контрастируют с ней, но не диссонируя, а согласуясь.
Наконец, запахи конечной, глубинной ноты, подобно следу, шлейфу аромата, должны оставить воспоминание. Однородность, тонкость, округлость, равновесие трех нот должны в конце концов создать впечатление единства. Аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а постепенно развивается, разворачивается и держится не ослабевая как можно дольше, создавая "симфонию".
Таким образом, становится ясно, почему искусство парфюмерии приравнено к музыке, а творчество парфюмера - к творчеству музыканта. Тот и другой создают композицию, состоящую из "нот", в прекрасной "оркестровке" - законченное произведение звуков или ароматов.
|
|